Подкрановые балки ИПБ-3 (ЖБИ) Армопояс (эркер) по чертежам заказчика (ЖБИ) Склад готовой продукции Плиты межпутевые ПЖ-3 (ЖБИ)

УДК 624.155.7/151.6+627.358

 

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВЕННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

СОСТАВНЫХ СВАЙ, ФУНДАМЕНТОВ И ПОКРЫТИЙ НА ЭТАПЕ ИХ ПРОМЫШЛЕННОГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ

 

Чернега О.Л., Рябых С.В.

 

 (ОДО «Бетонекс», Аккаржанский завод ЖБИ

пгт.Великодолинское, Одесской обл.)

 

АНОТАЦІЯ: Розроблені вузли стику складових паль глибокого закладення, в т.р. для підстав установок вітряних електростанцій, виготовлені фундаменти щогл, налагоджено випуск спеціальних бетонів щодо підстави промислових та портових покриттів та плит для портових територій підвищеної експлуатаційної надійності.

 

АННОТАЦИЯ: Разработаны узлы стыка составных свай глубокого заложения, в т.ч. для оснований установок ветряных электростанций, изготовлены фундаменты мачт, налажен выпуск специальных бетонов для основания промышленных и портовых покрытий и плит для портовых территорий повышенной эксплуатационной надежности.

 

ABSTRACT: Developed the junction of sectional pile deep location, including foundation for wind power stations, constructed the foundation of masts, approved manufacture of special concrete for the base of industrial and port covers and plates for the port areas of increased maintainability

 

Составные сваи, ветряные электростанции, покрытия.

 

           Развитие транспортной отрасли Украины в последние годы наращивает темп. Причем, как не парадоксально, модернизация происходит именно в период кризиса. Это связано, во-первых, с тем, что через Украину пролегают три европейских транспортных коридора, и развитие различных систем обработки грузов является стратегически важным направлением для экономики страны, а во-вторых, в период кризиса экономически и технически необходимо уходить от старых методов и технологий к новым, современным  и высокотехнологичным. Учитывая особенности потенциала экономики страны, наиболее перспективными и востребованными направлениями на сегодняшний день является строительство терминалов по перевалке зерна, генеральных грузов, контейнерных комплексов в составе морских и речных портов [1], складских помещений, площадок и «сухих» портов. Высокорентабельными и привлекательными представляются также инвестиционные проекты по развитию энергетики за счет строительства в прибрежных зонах ветряных электростанций. У отечественного производителя накоплен достаточный опыт использования бетона и железобетона в специальных конструкциях. Это и высокопрочные бетоны (≥В40) для монолитных и железобетонных конструкций, дисперсно-армированные и бетоны устойчивые к сложным воздействиям во время эксплуатации сооружений.

           Как правило, такие объекты, как силосные башни современных элеваторов, имеют значительный полезный объем хранения и, соответственно, высокие разнонаправленные нагрузки на свайное основание сооружения. При принятии решения по конструктиву основания сооружений учитываются особенности строения грунтов в прибрежной зоне, наличие пород осадочного происхождения, так же сейсмическая опасность региона.  В таком случае использование стандартных свай, в том числе и составных максимальной длины по серии 1.011.1-10 в.8 (то же относится и к основаниям ветряных установок), не всегда обеспечивает надежность работы основания. Возникает необходимость применения свай большей длины и более глубокого заложения. Так, например, в одном из перспективных проектов применены составные сваи из трех частей общей длиной 30÷35 м. В таком случае применение стандартных узлов стыковки элементов свай не приемлемо. По мнению специалистов ГП «ЧерноморНИИпроекта», стык стаканного типа имеет ограниченное применение, поскольку недостаточно работает на усилия при выдергивании сваи. Стандартный сварной стык несколько проблематичен по обеспечению соосности стволов элементов составной сваи и надежности крепления их между собой.

           В начале 2011 г. наше предприятие получило заказ на изготовление опытной партии составных анкерных свай длиной 33 м. Совместно с заказчиком был разработан индивидуальный узел сварного стыка составной трехсекционной анкерной сваи, который позволил минимизировать отрицательные стороны, как стыка стаканного типа, так и стандартного сварного стыка. На основе использования современных химических добавок была существенно повышена марка бетона в изделии. Выпушена опытно-промышленная партия свай, которые забиты в грунт, и впоследствии испытаны, на отведенном под строительство зернового терминала участке. Подобный принцип стыковки элементов был успешно реализован при доработке конструкции проектного стыка и на строящемся элеваторе в Одесском порту для составных анкерных свай длиной 18 м.

           С конца 2010 г. на территории Одесской и Херсонской областей начаты работы по оценке перспективы строительства комплексов ветряных электростанций. Установлены метеостанции, изучается метеорологическая обстановка в предполагаемой зоне строительства. Нашим предприятием выполнены работы по изготовлению специальных фундаментов под 100 метровую мачту и систему ее растяжек. Специфика работы состоит в том, что конструкция фундаментных массивов имела сложную геометрическую форму с фигурными элементами армирования. Семь фундаментных массивов трех различных типов были изготовлены в марте 2011 г. с применением штучных элементов опалубки для монолитных систем. В течение апреля-мая месяца заказчиком в районе г.Овидиополь, Одесской области был проведен комплекс работ по установке фундаментов и монтажу мачты метеостанции. Немаловажно то, что в июне в регионе прошел сильный ураган, и система мачты выдержала ветровую нагрузку. На этапе проектирования оснований под ветряные установки заказчиком рассматривается вопрос о целесообразности применении составных в т.ч. анкерных свай длиной 25÷30 метров.

           В плане устройства покрытий портовых территорий интересен опыт строительства площадок контейнерного терминала и терминала под генеральные грузы в акватории Аджалыкского (Григорьевского) лимана, где использован передовой мировой опыт строительства подобных объектов [2]. Так для условий работы покрытия на упругом основании были использованы следующие варианты. На терминале по обработке генеральных грузов покрытие выполнено традиционным образом: по подготовленному грунтовому основанию  уложена подушка из песчано-щебеночной смеси, а далее плиты покрытия типа ППЖ-1 (разработка ГП «ЧерноморНИИпроект»). На контейнерном терминале – комбинированное покрытие. По подготовленному грунтовому основанию  также выполнена песчано-шебеночная дренажная подушка, затем уложен слой дисперсно-армированного бетона толщиной до 300 мм. Далее, участки, где имеют место интенсивные динамические и статические воздействия –  по прослойке из смеси щебеночного отсева с цементом на участках проездов и осях установки фитингов контейнеров установлены усиленные плиты ППЖ-1, остальная территория вымощена брусчаткой повышенной прочности высотой до 12 см. Для данных объектов нами были изготовлены плиты ППЖ-1. Усиление плит производилось путем создания дисперсно-армированного лицевого (рабочего) слоя плиты толщиной 40÷50 мм при общей толщине плиты 300 мм и увеличением прочности бетонной матрицы. Тем самым достигалось повышение эксплуатационной надежности изделий по износу, сопротивлению ударным нагрузкам, прочности на скол, изгиб и т.д. Подобный проект с покрытием в виде мощения мелкоразмерными элементами реализован при реконструкции территории прилегающей к зданию промышленного холодильника Ильичевского рыбного порта. Принцип создания промежуточного дисперсно-армированного бетонного основания повышенной прочности в условиях воздействия динамических нагрузок  реализован на том же объекте при реконструкции подъездных железнодорожных  путей. Нами поставлялись фибробетоны на основе комбинации из двух видов  полипропиленовых армирующих волокон (ВАП – мелкодисперсное и ПОЛИАРМ – крупное).  После схватывания слой композита толщиной 25÷50 мм использовался как платформа под установку шпал железнодорожного пути. Актуален накопленный опыт использования дисперсно–армированных бетонных композитов в качестве основания для устройства промышленных полов, монолитных покрытий складских помещений, портовых и логистических площадок, других объектов, а так же в элементах железобетонных изделий, где целесообразно увеличение прочностных и специальных характеристик изделий и конструкций. Следует отметить, что объем использования дисперсно-армированных бетонов на основе полипропиленовой и металлической фибры в региональной практике строительства пока еще сравнительно низок. Притом, что ресурс такого композита значителен и его использование может при некотором увеличении сметной стоимости улучшить эксплуатационную надежность объектов, увеличить межремонтные периоды, что в итоге даст суммарный экономический эффект.

           Современные материалы, отечественный и зарубежный опыт строительного производства, новаторские технологические решения позволяют решить ряд технических задач, добиться функциональной работоспособности и последующей эксплуатационной надежности оснований в т.ч. свайных глубокого заложения, фундаментов, покрытий и сооружений в целом. В условиях современной динамики изменений способов производства и строительства, применения передовых технических решений вызывает сожаление отставание развития нормативной базы, а так же отсутствие специальной, рекомендательной и справочной литературы.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Рябых С.В. Чернега О.Л. «Плиты покрытия контейнерных терминалов повышенной эксплуатационной    

      надежности» – Сб.докл.ХI Международной  науч.-практ.конф. «Дни современного бетона» – Запорожье,          

      ООО «Будиндустрия», 2010 г., С.161-163.

  1. J.Knapton, M.Meletion «The Structural Design of Heavy Duty Pavements for Ports and other Industries»-British

      Ports Association/Interpave, 2006. (Перевод ГП «ЧерноморНИИпроект»).

Комментарии запрещены.